Игра в мяч (Пок та пок)

В игре участвовали два игрока или две команды игроков. Истинные размеры и вес мячей, использовавшихся в игре неизвестны. Всего в Мезоамерике было обнаружено более 1300 стадионов для игры в мяч, известных как тлачтли. Среди последних — фрески на стенах стадионов, например, в Эль-Тахине (850—1100 гг.) и Чичен-Ица (900—1200 гг.), а также известная каменная плита с изображением обезглавленного игрока.

Месоамериканская игра в мяч, или тлачтли (исп.juego de pelota, аст.ullamaliztli), — совмещённая с ритуалами спортивная игра, распространённая среди народов доколумбовской Месоамерики. Карта, показывающая где были найдены стадионы, мячи и статуэтки раннего периода. Самые древние из известных каучуковых мячей были найдены на юге штата Веракрус, в религиозном центре ольмеков Эль-Манати, расположенном во внутренних областях бассейна реки Коацакоалькос.

Из тропических низменностей игра, очевидно, распространилась в центральную Мексику. Начиная с 1000 года до н. э. статуэтки игроков клались в захоронения в Татилько и около поселения Тлапакоя. 3], стадионы в долине Оахаки, а также керамические картинки с изображением игры в западной Мексике. Основной набор игрока при игре бёдрами состоял из набедренной повязки, иногда с кожаной защитой бёдер. Такие повязки изображены на статуэтках игроков Тлатилько, Тлапакоя и культуры ольмеков.

Это нововведение распространилось в более поздние культуры тольтеков и ацтеков. Древние жители Месоамерики играли в мяч внутри больших каменных сооружений, форма которых мало изменилась за 2700 лет. Всего было обнаружено более 1300 стадионов для игры в мяч[прим.

Например, в городе Эль-Тахин, который был центром классической культуры Веракрус, насчитывается как минимум 18 стадионов, в то время как на севере Чьяпаса и на севере низин майя их совсем немного. Вотивные предметы, закопанные на главном стадионе Теночтитлана включают миниатюрные свистульки, окарины и барабаны.

С игрой наиболее сильно ассоциируется обезглавливание — отрезанные головы можно часто встретить в искусстве позднего классического периода, а также в Пополь-Вухе. Однако археологами пока не были найдены захоронения связанные с игрой в мяч, поэтому вероятно жертвоприношения носили на самом деле редкий характер. Игра в мяч так или иначе была зафиксирована во множестве артефактов, оставшихся от древних мезоамериканских культур, — в рисунках, барельефах, статуэтках, фресках.

Демоны преисподней, боги всех болезней, страхов и смерти, сильно заволновались, почему это у них над головами кто-то пинает мяч, не испытывая к ним никакого страха и почтения. На братьях было очень хорошее снаряжение: кожаные наколенники, перчатки, шлемы и маски; в подземном мире не существовало ничего подобного, и владыки Шибальбы стали им сильно завидовать.

Братья не сообразили, что их хотят убить, простились с матерью и отправились в подземелье, где, пережив множество испытаний, были принесены в жертву демонами. В другой части речь идет уже о детях Хун-Хун-Ахпу — братьях Шбаланке и Хун-Ахпу. История начинается так же: братья приходят поиграть на неизвестную дорогу, которая оказывается путем в преисподнюю. Согласно мифу, сохранившемуся в ацтекской «Легенде Солнц», полулегендарный правитель тольтеков Уэмак решил сыграть в мяч с божествами дождя — тлалоками.

Типы игры: «бедро-мяч», «локоть-мяч», «палка-мяч» и «рука-мяч» — различались не только правилами, но и размерами мяча, обликом стадионов и характером экипировки. Игрок мог заработать очки для своей команды, если после его удара мяч попадал в стену за спиной соперника. Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями.

Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. На поясе также крепился «хомут» весом до 30 килограммов, который использовался для более сильного удара по мячу. Многие игроки также использовали наколенники. Размеры стадионов сильно различаются, но форма их всегда одинакова — это длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами (изредка вертикальными).

Стадионы были частью ритуальных комплексов. Также как и в волейболе, мяч перекидывается между командами до его выхода за пределы поля или до падения на половине противника, но отбить мяч можно только бедрами и локтями. В последнее время латиноамериканские чиновники активно поддерживают идею воссоздания чемпионата: считается, что он может привлечь туристов.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки – создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо.

Мячи и «спортивные костюмы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо.

Происхождение игры

Поле имеет в длину 146 м, в ширину – 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды. Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры.

Игра в мифе и в ритуале заканчивается убийством игроков у мирового дерева в Pucbal Chah, «Месте жертвоприношений при игре в мяч», — на игровой площадке

Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Несмотря на подробные описания и исследования, начатые более века назад, игра остается столь же непонятной во многих аспектах, как и раньше.

В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. Команда, закинувшая мяч в кольцо, сразу побеждала. Хоть стадионы для игры в мяч найдены в большей части древних Месоамериканских поселений, их распределение по времени создания и местоположению довольно неравномерно.

Смотри также:

  • Как научиться читатьКак научиться читать Ребёнок уже знает часть звуков, теперь самое время научить его читать по слогам. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать […]
  • Кинотеатр для детейКинотеатр для детей Можно ли в кассе одного кинотеатра купить билеты на сеанс фильма другого кинотеатра? Или в каком-то из кинотеатров пока нет такой […]
  • Коляска детская 2 в 1 Alis IndigoКоляска детская 2 в 1 Alis Indigo В такой коляске нет люльки как таковой. В прогулочных колясках обязательно предусмотрены ремни безопасности и бамперы. Передние колеса […]
Запись опубликована в рубрике Применять с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.