Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Основные типы общества и правосознания :Социально-философский анализ»

1. Индивидуалистический и коллективистический типы общества. Глава 1. Типы общества и правосознание. Она имеет многовековую историю, всесторонне разработана, в то время как теория правосознания и права коллективистического общества еще только начинает складываться. 1. Правосознание и правопонимание. Хотя либеральное правосознание имеет положительное значение только для индивидуалистического общества. 3. Правосознание в индивидуалистическом обществе.

Теоретическое и практическое значение. Эти две тенденции в раскрытии содержания правопонимания соответствуют двум типам правосознания: космическому (коллективистскому) и либеральному (индивидуалистическому).

И в этом контексте возникает вопрос о соответствии содержания правосознания типу общества, о зависимости от типа общества характера всех иных правовых явлений. Объект и предмет исследования. Предметом исследования является единство содержания и формы правосознания.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Основные типы общества и правосознания :Социально-философский анализ»

Задачей настоящего параграфа является выделение основных типов общества и соответствующих им типов правосознания как одной из форм общественного сознания. Так, в российской науке основными по числу приверженцев и по силе аргументов концепциями являются нормативная, социологическая и нравственная.

Глава 2. Правосознание и способы его существования. Степень разработанности темы. Проблема типизации общества является одной из непреходящих, многогранных дискуссионных проблем. Выделяются индустриальное общество, постиндустриальное, информационное, социалистическое, коммунистическое и иные типы общества. Концепция способа производства общественной жизни была разработана A.M. Ковалевым.

Анализ процесса стабилизации общества как своеобразной игры между элементами общества и всем остальным обществом рассмотрен в работах Н.Т. Казаковой. Различение индивидуалистического и коллективистического типов общества было произведено рядом исследователей XX века: Э. Дюркгеймом, К. Поппером, Ф.А. Хайеком, У. Липпманом, А.А. Ивиным и т.д.

Как правило, в российской науке правосознание рассматривается как либеральный тип. Либеральное правосознание характеризуется принципом свободы и методом идеализации. Существование двух тенденций в правопонимании подтверждается и научными исследованиями. Предпосылки космического типа правопонимания имеются в концепциях права Р.Л. Иванова, Ю.И. Гревцова, B.C. Нерсесянца. Различие процесса правотворчества в индивидуалистическом и коллективистическом типах общества заключается, прежде всего, в концепциях формирования правотворческих органов.

В двух типах общества различен также результат процесса правотворчества. Это происходит потому, что либеральное правотворчество осуществляют законодатели с принципиально различными взглядами, и они вынуждены превращать право в компромисс. Либеральный тип применения права, опосредствованный индивидуалистическим способом производства общественной жизни, основан на принципе свободы.

В науке имеются предпосылки о необходимости рассмотрения применения права в российском коллективистическом обществе как явления, предопределенного иными социальными нормами. И ред. Ческиса. 64. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.

Типология общества

В то же время в числе наиболее актуальных задач оказываются теоретическая подготовка адекватных специфике общества социальных преобразований, исключение авантюристских социальных проектов. Изучению различных сторон общественного сознания посвящены работы В.В. Журавлева, В.Ж. Келле, Ю.А. Левады, Ф.И. Георгиева, А.К. У ледова и других авторов. Объектом диссертационного исследования выступает правосознание.

Цели и задачи работы. Диссертант руководствовался также положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

Актуальным также является спецкурс по теме «Правосознание как форма общественного сознания». Управления; на заседании кафедры философии и социальных наук Сибирской аэрокосмической академии. Не учитывается, что каждая сфера общественной жизни имеет особенности, содержание и форма которых зависит от типа общества. Так, на наш взгляд, реформы, начавшиеся в России с «перестройки», не учитывают тип российского общества и, возможно, отчасти потому они пока не увенчались успехом.

Типологии общества в период формирования социологической науки

О делении общества на типы писал еще в конце XIX века (в 1893 году) Э. Дюркгейм. С этих позиций законодательство, соответствующее либеральному типу правосознания, — законодательство «этическое», которое означает, что закон устанавливает не только нормы права, но и нормы морали. А так как правопонимание — это способ существования правосознания, то обозначим два типа правопонимания теми же терминами: либеральный и космический.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать. Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия.

Типологии общества в классический период развития социологии

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества. Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм.

Цель исследования — показать зависимость содержания и формы правосознания от способов производства общественной жизни и типов общества. Российское общество является коллективистическим и ему свойственен космический тип правосознания. Однако в этих работах не получила необходимого освещения специфика общественного сознания и его форм в индивидуалистическом и коллективистическом типах общества. B.C. Степин выделяет традиционный и техногенный типы общества.

Смотри также:

Запись опубликована в рубрике Верный с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.