Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Начинающему консультанту особенно следует учиться планировать консультацию и консультативный процесс в соответствии с этапами консультирования. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования — интервью. В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) консультанта с клиентом.

2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме «здесь и сейчас». Если клиент не является «профессиональным завсегдатаем» психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка.

Этапы психологического консультирования

2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Диалог с клиентом — это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное.

Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная.

В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению.

Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. В общем смысле интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

4. Завершение психологической консультации

В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»…

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование… 1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме.

Консультанту необходимо уметь изменять намеченный план в зависимости от ситуации, иначе можно упустить важные для клиента моменты, главные направления дальнейшей работы. Ученые предлагают различные модели консультирования. Консультант поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

Благодаря консультативным гипотезам консультант может сформулировать тот ряд психосоциальных проблем, с которыми пришел к нему клиент. В социальной работе консультант помогает клиенту в решении конкретной проблемы. На второй стадии консультант совместно с клиентом формирует «новый сценарий», с помощью которого ситуация может быть улучшена.

Нельзя следовать жестким нормам в проведении консультативной беседы, однако необходимо структурировать процесс консультирования

Базовой основой любого вида консультирования являются коммуникативные техники. Это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности, и его сложнее скрыть. Способность консультанта с помощью знания невербального языка озвучивать переживания клиента является важным инструментом консультирования.

Когда консультант спокоен и контролирует ситуацию, то передает клиенту ощущение благополучия, соответственно, не остаются не замеченными и переживаемые консультантом стрессы или неловкость. С помощью языка тела консультант непроизвольно сообщает о своем отношении к клиенту. Кроме того, способность «читать» невербальный язык помогает стать компетентным в понимании психического состояния и поведенческих намерений клиента.

Желательно подбадривать клиента словами вроде: «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее» и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?» После этого необходимо представиться самому. 1е. «Здесь и сейчас». Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах.

Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Структурирование процесса консультирования начинается с планирования встречи с клиентом. В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Смотри также:

  • Неустойчивое положение плодаНеустойчивое положение плода И это очень эффективно, даже если положение плода на 30 неделе не головное. Однако такое положение на таких сроках не является патологией, […]
  • Консультация генетика (28)Консультация генетика (28) Информация, представленная на данном сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, не отменяет необходимости […]
  • Прикорм ребенка на искусственном вскармливанииПрикорм ребенка на искусственном вскармливании Мясо в питание ребенка рекомендуется вводить начиная с 7—7,5 месяцев. В 6 – 7 месяцев мясо дают ребенку в виде пюре, с восьми уже можно […]
Запись опубликована в рубрике Битва с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.